Национальная статистика - основа открытых данных
2016-04-07
Открытые государственные данные служат интересам различных категорий пользователей. Однако существуют такие категории информации, собираемой в рамках национальных статистических систем, которые представляют интерес практически для всех граждан. Такими данными, в частности, являются данные переписи населения, система национальных счетов, трудовая, финансовая и банковская статистика, статистика внешней торговли, образования и здравоохранения, бедности и неравенства, правонарушений и так далее. Портал открытых данных Южной Кореи является ярким тому подтверждением, где самыми востребованными наборами открытых данных по количеству скачиваний является статистическая информация по дорожно-транспортным происшествиям, а также в области начального, среднего и высшего образования.
Одним словом, трудно оспорить тот факт, что официальная статистика является одним из основных источников открытых государственных данных во всем мире. Именно поэтому роль национальных и региональных статистических служб так важна в реализации инициатив по открытым данным.
Анализ зарубежной практики подтверждает, что основным поставщиком открытых данных являются статистические службы. Так, во Франции, Сингапуре и Нидерландах, объем наборов, опубликованных статслужбами на национальных порталах открытых данных, составляет внушительную долю от общего числа. Во Франции, к примеру, эта цифра равна 28%, тогда как в Сингапуре она достигает 60%. В Узбекистане, несмотря на то, что национальной статистической службой ежегодно накапливается большой объем как текущей, так и исторической информации, многие из этих данных остаются малодоступными. Как результат, только небольшая доля, около 10% (62 набора) от опубликованных на портале открытых данных data.gov.uz наборов, предоставлена Госкомстатом (по состоянию на декабрь 2015 года) (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Доля наборов данных на государственных порталах, предоставленных национальными и региональными статистическими службами
(Источник: национальные порталы открытых данных)
Понятно, что открытые данные - относительно новое понятие в Узбекистане и необходимо время для их внедрения в работу всех госорганов. Однако уже сейчас необходимо задуматься о том, какие характеристики существующей статистической системы в Узбекистане в будущем, возможно, могут стать барьером на пути трансформации официальной статистики в формат открытых данных.
Каналы распространения информации
На сегодняшний день, основным каналом распространения статистической информации Госкомстата являются печатные издания - такие, как статистические бюллетени, издаваемые согласно ежегодной Программе статистических работ.
Сегодня, когда наша страна, набирая обороты движется по пути построения электронного правительства, стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить доступ к информации для самых широких слоев пользователей в режиме онлайн, Госкомстату следует применять более инновационные способы распространения информации. Публикация сведений в формате открытых данных позволит достичь более широкого распространения официальной статистики, а также ее повторного использования в машиночитаемом формате.
Кроме того, не стоит ограничиваться лишь своим официальным веб-сайтом, без дублирования статистической информации на таких альтернативных платформах, как портал открытых данных, что, в конечном счете, позволит расширить доступ граждан к общественной информации.
Правовые основы
Согласно статье 4 Закона РУз «О государственной статистике», принятого в декабре 2002 года, одним из основополагающих принципов государственной статистики являются доступность, прозрачность и открытость. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 января 2003 г. №8 «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике» установлено: «Госкомстат распространяет и предоставляет всем пользователям равный доступ к открытой статистической информации». В то же время нет чёткого определения того, какая информация считается «открытой», а какая «закрытой». Для устранения этой неопределенности необходимо внедрить такие элементы открытости, как определение перечня «открытой» информации, информации с ограниченным доступом, а также перечня информации, особенно востребованной обществом, основываясь на опыте Южной Кореи.
Врезка 1. Опыт Южной Кореи по формированию законодательства, регулирующего доступ к государственной информации. Анализ законодательства зарубежных стран показал, что национальные нормативно-правовые акты, напрямую регулирующие доступ к государственной информации, включают, как правило, подробные перечни данных, относящихся к разряду «закрытых», либо в законе дается расширенный список информации, которая не может быть отнесена к разряду секретной. Примером первого случая может служить Закон Южной Кореи «О предоставлении и использовании общественной информации», согласно которому вся информация, хранимая и обрабатываемая госорганами, является открытой для общества, кроме той, что внесена в перечень информации, с ограниченным доступом (статья 9). Этот перечень включает, к примеру, информацию, относящуюся к национальной безопасности, национальной обороне, дипломатическим отношениям, а также персональную информацию, коммерческую тайну, информацию, которая, представляет опасность для жизни людей. |
Выгоды от открытых данных
Хотя инициативы по открытым данным и требуют некоторых усилий, нельзя не подчеркнуть и немалые выгоды для государства в целом и для статистических служб в частности. Поэтому, открытые данные не должны ассоциироваться исключительно с дополнительной нагрузкой на человеческие ресурсы и бюджет госоргана.
Экономия на распространении информации. Предоставление всей имеющейся информации, печатающейся сегодня в статистических
бюллетенях, в режиме онлайн на основе существующей базы данных, сократит издержки по подготовке, печати и распространению публикаций.
Развитие бизнеса. Свободное распространение официальной статистики создаст новые возможности для ведения бизнеса посредством развития консалтинговых услуг и создания различных информационных продуктов. Опыт Австралийского бюро статистики свидетельствует, что выгода от раскрытия доступа к официальной статистике была оценена в $1,5 млн в год.
Врезка 2. Экономические выгоды Австралийского бюро статистики от публикации информации в формате открытых данных. Когда Австралийское бюро статистики (ABS) приняло решение о публикации официальных статистических данных в свободном доступе в интернете, было подсчитано, что стоимость такого проекта обойдется в $3,5 млн в год по оценке на 2005-2006 годы. В то же время выгоды, полученные от более широкого использования данных, их обработка и последующее создание информационной продукции были оценены в $5 млн в год. |
Улучшение имиджа и статуса. Участие в инициативах открытых данных представляет большой потенциал для улучшения имиджа и статуса. Национальный портал открытых данных, имеет аудиторию, отличную от той, что пользуется веб-сайтом Госкомстата. Госкомстат может, таким образом, увеличить распространение своих данных без дополнительных затрат. Более широкая аудитория, в свою очередь, приведет к дополнительным аналитическим продуктам на основе официальной статистики, признанию важности статистики и, следовательно, необходимости инвестировать в эту сферу.
Заключение
В этой статье учтены лишь несколько ключевых аспектов формирования открытых данных на основе официальной статистической информации. Причём для успешного внедрения инициатив по открытым данным недостаточно лишь расширения доступа к официальной статистике и внедрения новых каналов распространения информации. Эффективное обеспечение Госкомстатом открытых данных требует реформирования его деятельности в направлении повышения открытости, эффективного управления как всей статистической системой, так и институциональной средой.
Кроме того, соответствующие усилия должны направляться на развитие сотрудничества между производителями и пользователями данных в рамках всей системы и изучение новых и инновационных путей сбора и обработки информации на основе «больших данных» («bigdata»). Отдельно должен быть рассмотрен вопрос обеспечения профессиональной независимости статистических учреждений с целью сохранения достоверности информации.
Источник: Центр развития системы «Электронное правительство»